МДОБУ № 120
города Сочи
ТЕМПЕРАМЕНТ ВАШЕГО РЕБЕНКА
Все дети разные – это прописная истина. Каждая мама знает, что двух одинаковых детей нет, и быть не может. Тем не менее, психологи делят детей на группы по особенностям поведения – иначе говоря, типам темперамента.
Типы темперамента у детей представляют собой набор неких особенностей поведения, которые обусловлены свойствами таких фундаментальных нервных процессов, как возбуждение и торможение. Свойств этих три, их можно легко запомнить, составив из них аббревиатуру СУП: С – сила, У – уравновешенность, П – подвижность нервных процессов. Теперь подробнее.
· Под силой нервных процессов подразумевается выносливость всех нервных клеток, их способность выдержать как длительное, так и кратковременное, но значительное возбуждение, не гася его торможением. Это проявляется в трудоспособности ребенка, а также в его восприимчивости к окружающему миру. Сила процессов возбуждения проявляется в том, что ребенок способен длительное время прикладывать усилия к решению определенной задачи. Сила процессов торможения – в том, то малыш способен сосредоточиться на своей деятельности, и не отвлекаться по пустякам. Силе тех или иных процессов противопоставляется их слабость – неспособность прикладывать усилия и сосредоточиться.
· Признаком уравновешенности нервных процессов является одинаковая сила как процесса возбуждения, так и процесса торможения. Малыш с уравновешенной нервной системой обычно спокойно и без трудностей доводит до конца начатое дело. Когда ребенок неуравновешен, и у него преобладают то процессы возбуждения, то торможения, он ведет себя соответственно: то с легкостью преодолевает трудности, то «зависает» перед ними.
· Подвижностьнервных процессов – способность возбуждения и торможения незамедлительно сменять друг друга по мере необходимости. Благодаря подвижности ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой. Противоположность подвижности – инертность. При инертности нервных процессов ребенку стоит больших усилий переключиться с одного вида деятельности на другой, приспособиться к новым обстоятельствам.
Все эти три качества в различных комбинациях и создают типы темперамента у детей, его способ реакции на те или иные обстоятельства
Необходимо отметить, что «чистые» типы темперамента у детей в жизни практически не встречаются, в большинстве случаев они искусно переплетены в каждом ребенке, хотя и можно выделить преобладающие черты.
Чаще всего ведущий тип темперамента у детей можно выделить после окончания кризиса трех лет, когда ребенок научается себя контролировать и более-менее понятно выражать свои эмоции.
В качестве примера этого типа темперамента у ребенка можно привести всем известного Винни-Пуха.
Позитивный, активный, легкий в общении. Ему до всего есть дело, легко приспосабливается к любой ситуации, разрешает конфликты. Легко включается в любую деятельность, но также легко переключается на что-то другое.
Легко осваивает возрастные навыки. Движения – уверенные, точные. Речь – выразительная, живая, с мимикой и жестами. Редко и недолго грустит. Среди сверстников обычно занимает положение лидера.
Пример этого типа темперамента у ребенка– Сова из того же «Винни-пуха».
Спокойный «копуша», не выносит спешки. Все делает неторопливо, с толком, с расстановкой, проверенными способами. Вполне способен долго и нудно делать что-то одно, не испытывая при этом утомления. Упорно идет к своей цели, преодолевая все препятствия.
Свои решения он не меняет, его сложно переубедить. Такой ребенок невероятно устойчив к внешним раздражителям. Он всегда сдержан, и кажется малоэмоциональным, но если к кому-то привязался, ни за что не предаст. Все возрастные навыки формируются у флегматика долго и с трудом, но зато надолго и качественно.
Речь спокойная, неторопливая, без жестов и всплесков эмоций, часто встречаются паузы, хоть словарный запас и в норме. Медленно и не без труда привыкает к новой обстановке, не любит перемен.
Пример этого типа темперамента у ребенка – поросенок Пятачок.
Всегда яркий, колоритный, всегда «чересчур». Подвижный, заводится с пол-оборота, его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Борец, задира, несмотря на неудачи и трудности, после каждого падения встает и снова движется к своей цели, если ему это необходимо, но не всегда доводит начатое до конца, может бросить все ради чего-то другого, не менее интересного. По натуре командир, часто конфликтует со сверстниками, хотя не может без них жить.
Речь холериков отрывиста, быстра, они часто глотают слова и окончания, однако говорят очень эмоционально и громко. Настроение легко меняется, в зависимости от обстоятельств. Такие дети легко приспосабливаются к новой обстановке, но с трудом – к новым правилам. Спокойно воспринимают словесные наказания, но не переносят ограничения свободы.
Пример этого типа темперамента у ребенка – ослик Иа-иа.
Такие детина редкость чувствительны и ранимы, хотя при этом добры и отзывчивы. Легко отвлекаются, быстро устают. Чутко реагируют на громкие звуки, окрики… Чуть что – в слезы. Всего боятся, особенно чего-то нового, смены обстановки, новых людей. Застенчивы, робки, нерешительны. «Зацикливаются» на собственных неудачах, воспринимают наказания как трагедию. Легко и часто обижаются.
Речь их тихая, но интонационно выразительная, движения неуверенны, бедны и часто суетливы. Возрастные навыки усваивают своевременно, но склонны к регрессу во время адаптации к новым условиям. Но в знакомой обстановке способны превзойти себя и достичь значительных результатов.
· Стремиться выработать у него устойчивые интересы.
· Учить упорству, терпению, умению доводить начатое до конца.
· Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий.
· Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника могут стать источником его легкомыслия и непостоянства.
· Вырабатывать любознательность, побуждать сообразительность и воображение, поощрять его инициативу.
· Учить правильно распределять внимание и время при выполнении различных заданий.
· Учить полнее выражать свои чувства: как быть добрым, как жалеть кого-то, радоваться, огорчаться, прививать навыки общения и развивать коммуникабельность.
· Не раздражаться черепашьим темпам, а ускорять их, применяя игровую деятельность, хотя бы игры наперегонки.
· Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.
· Учить обдумывать свои решения, оценивать возможности.
· Воспитывать настойчивость и сдержанность, учить владеть собой, гасить в зачатке агрессию
· Подбирать такие игры, которые укрепляют процессы торможения: спокойные, где все зависит от внимания и нужен минимум эмоций.
· Учить вежливости и учитывать, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность.
· Не уговаривать, холерик не воспринимает уговоры, в отличие от требований.
· Быть с ним поласковее, помягче. Не требовать, а просить. Поддерживать и одобрять.
· Нацеливать его только на выполнимые задания, помогать их вовремя исполнить.
· Поддерживать его самостоятельность, учить преодолевать застенчивость, искоренять неуверенность в себе.
· Помогать и учить избавляться от страхов и ни при каких обстоятельствах не запугивать специально.
· Не требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо.
Кроме того, можно выделить и общие правила, которые необходимо учитывать при взаимодействии со всеми детьми, вне зависимости от типа их темперамента,особенно если тип темперамента у родителя и у ребенка отличается, и ребенок вечно ведет себя «не так»:
· Не подавлятьребенка
· Учитыватьне только минусы, но и плюсы типа темперамента ребенка
· Не раздражаться оттого, что ребенок «не такой», не ругать ребенка за его темперамент
· Старатьсявсе-таки научить ребенка тому, чего ему не хватает
Надеемся, что эта информация поможет многим посмотреть на своего ребенка другими глазами, оценить его достоинства и научиться получать еще больше удовольствия от общения с ним.
8 800 350 80 52