Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

МДОБУ № 120

города Сочи

Детский сад



До - дорогой музыки

Современные подходы к обучению детей пению в дошкольном образовательном учреждении

Современные подходы к обучению детей пению в дошкольном образовательном учреждении.

 

 

     Известно, что хоровое пение является показателем духовного здоровья нации. Россия издавна славилась своими хоровыми традициями. Русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу. Она отличается от песен других народов своей многогранностью, многоголосием, полифоничностью.

    Раньше, несколько десятилетий назад жизнь малыша сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые пели мамы и бабушки. Затем ребенок во время игр выкрикивал или напевал заклички, дразнилки, приговорки. Подрастая, ребенок приобщался к труду и в его жизнь входили взрослые песни – трудовые, шуточные, лирические. Но с течением времени жизненный уклад людей изменился и результат таков, что прервалась цепочка передачи песенного наследия народа.

     В современном мире отношение к культуре совсем иное. Если раньше в семьях эстетическому воспитанию, и музыкальному в том числе, уделялось значительное внимание, то теперь родители больше уделяют внимания интеллектуальному развитию своих детей.

      Часто в угоду моде и амбициям родителей ребенка заставляют изучать иностранные языки, пытаются с раннего возраста обучит чтению, записывают во множество кружков, забывая, что нагрузка отрицательно сказывается на здоровье детей. В то же время родители, а иногда и педагоги не придают значения эстетическому развитию ребенка. Ребенок постоянно находится в окружении агрессивного музыкального фона – «шедевров» поп и рок музыки, звучащих с экранов телевизоров, из радио и плееров. Все реже в домах звучит хорошая музыка и песни. Современные малыши редко посещают музеи и театры, а в школе музыке отводят минимальное количество часов. Все это приводит к эмоциональному оскудению нации. В. Сухомлинский сказал: «Все начинается с детства». С детского сада нужно развивать ребенка  эмоционально.

    Одним из самых мощных средств воздействия на эмоциональную и духовную сферу ребенка является музыка. Пение всегда вызывает положительные реакции: радость от коллективного пения, наполнение организма особой энергией. Как сказал Курт Закс (1881-1959) немецкий музыковед: - «Музыка начинается с пения», а любовь к пению должны привить мы - педагоги.

      Пение – это исполнение музыки средствами певческого голоса; искусство передавать средствами голоса художественно–образное содержание музыкального произведения. Работа над приобретением вокально–хоровых навыков происходит на каждом музыкальном занятии. Пение играет важную и решающую роль в общем развитии музыкального слуха. Таким образом, пение вообще и хоровое в особенности является важнейшей основой для развития музыкально – слуховых представлений, которые обусловливают развитие всех музыкальных способностей.

     В пении есть две манеры исполнения – народная и академическая. Академическая манера является искусственной, «ученой» манерой. У народной манеры пения свои законы и в окраске звука, и в использовании диапазонов голосов и в произношении слов.

    Дети, как и взрослые, могут быть обучены той или иной манере пения. Занятия пением более всего нужны детям, они приносят огромную пользу! Правильное пение с детства успешно развивает музыкальный слух и певческий голос. Владение  голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный  всплеск заряжает его жизненной энергией!

    Из всего сказанного можно сделать вывод: человек, регулярно занимающийся пением, укрепляет свое физическое и психическое здоровье, и звучание голоса показатель этого здоровья. Музыкальные занятия с вокальной направленностью могут включать следующие компоненты:

  • Вокально – двигательную гимнастику
  • Упражнения на развитие дыхания
  • Танцы с пением
  • Вокально – хоровые упражнения
  • Артикуляционная гимнастика
  • Речевые и ритмические игры
  • Музыкальные пальчиковые игры
  • Музыкальные игры с пением
  • Песни
  • Дикционная разминка

     Один из самых важных разделов музыкального занятия является разучивание песни. Чтобы работа не сводилась к разучиванию текста и механическому повторению, педагогу нужно осознавать, что разучивание песни процесс длительный и интересный.

      Музыкальный руководитель должен понимать, чего он хочет добиться от детей, уметь ставить перед детьми конкретную задачу и подбирать методические приемы интересные детям. Процесс работы над песней состоит из нескольких этапов:

  • Разучивание песни
  • Закрепление текста
  • Работа над качеством исполнения
  • Закрепление песни
  • Концертное исполнение

Остановимся подробно на каждом этапе.

  • Разучивание песни
  • Выразительное исполнение песни педагогом
  • Песню учить мелодическими фразами
  • Можно учить песню без сопровождения
    • Закрепление текста
  • Проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом
  • Беззвучная активная артикуляция
  • Пение «эхом», когда фразу поет педагог, а затем дети
  • Игра «Я и вы», когда педагог поет до определенного сигнала, а после сигнала поют дети
    • Работа над качеством исполнения
  • Пение acapella(внимание к собственной интонации)
  • Пропевание наиболее сложных фрагментов со словами или вокализацией
  • Моделирование высоты звука рукой
  • Метод мысленного пения, активизирующий слуховое внимание
  • Прохлопывание с пением или ритмичным проговариванием текста
  • Игра «Узнай песню по ритму»
  • Игра «Хлопки» позволяет проверить точность интонирования каждого ребенка (по хлопку педагога продолжают пение мысленно, после следующего хлопка педагог показывает, кто будет продолжать)
  • Пение с ритмическим аккомпанементом с целью создания единого темпового ансамбля
  • Вокализация песен на слог «лю» (выравнивание тембрового звучания)
  • Пение по фразам вслух и про себя
  • Задержка на одном звуке по дирижерскому показу, для достижения тембрового и интонационного единства
    • Закрепление песни

Вариативность заданий при повторении за счет способа звуковедения, динамики, тембра, эмоциональной выразительности. Для поддержания интереса помогают следующие игры и задания:

  1. Пение по подгруппам, по рядам, по показу, мальчики и девочки и т. д.
  2. Игра «Чей ряд знает лучше слова песни» (оценивается знание текста только с положительной позиции)
  3. Игра «Спрячем мелодию» (пение вслух и про себя, раскрытая ладонь, дети поют вслух, закрытая ладонь, поют про себя)
  4. Игра «Поиграем с песенкой» (пение по цепочке)
  5. Игра «Волшебная палочка» (кого коснется палочка, тот поет один)
  6. Игра «Фабрика звезд» (дети с микрофоном поют по очереди)
  7. Соревнование «Мальчики и девочки»
  8. Инсценирование песен
  9. Метод сравнения
  10. Пение от лица от разных персонажей для лучшего понимания художественного образа
  11. Исполнение песни .

 

  • Концертное исполнение

При концертном исполнении предполагается сценическое оформление: костюм, аксессуары, декорации. При этом костюмы должны соответствовать художественной направленности песни. Непременное условие – сохранение художественной меры вкуса.

     Пение – удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления.

     Задача музыкального руководителя детского сада – с самого раннего детства научит малыша любить песню и способствовать тому, чтобы пение для каждого ребенка стало естественной потребностью, а не принудительной обязанностью, чтобы музыка и песня вошли в его жизнь, чтобы он испытал то чувство счастья, которое дает исполнение любимой песни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкотерапия: влияние музыки на организм человека

 

 

  Музыкотерапия: влияние музыки на организм человека. Примеры упражнений. Вокалотерапия .

 

Многие ученые-медики, в том числе наши соотечественники Владимир Бехтерев и Иван Сеченов, говорили об огромном воздействии музыки на организм человека, его нервное состояние, дыхательную систему и кровообращение. Разный темп и гармония могут провоцировать поднятие или снижение артериального давления, ускорять или замедлять частоту пульса. Воздействие музыки на организм человека Свое действие на организм музыка оказывает на двух уровнях. На психолого-эстетическом она отражается на настроении человека и его эмоциях. Она способна вызывать различные ассоциации и «рождать» фантазию

 

На физиологическом уровне звуковые волны воздействуют на органы слуха, тем самым приводят к активации биохимических процессов в организме на клеточном уровне. Благодаря данному феномену музыки, музыкотерапию используют не только для лечения «душевных травм», но и для устранения многих внутренних заболеваний.

Влияние музыки на психику и здоровье человека Как же понять какую мелодию стоит слушать, чтобы облегчить свое состояние? Все просто, необходимо прислушиваться к себе и ориентироваться на свои ощущения и эмоции, которые она вызывает. Как правило, аудиозаписи звуков природы,  колыбельные и народные песни создают ощущение защищенности и полного спокойствия.

 Они оказывают положительное влияние не только на психику человека, но и нормализуют кровообращение, работу органов дыхательной и пищеварительной системы.

Когда играет ваша любимая мелодия, вы приходите в тонус и у вас пробуждаются важные процессы в организме. В конце концов, она поднимает вам настроение и наводит на хорошие мысли. А как известно положительное мышление — это залог здоровья организма в целом. :)

Влияние рока, хеви-метал, шансона, хауса, хип-хопа Популярная музыка в перечисленных стилях, как правило, приводит к перенапряжению нервной системы человека. Она быстро утомляет, вызывает чувство раздражения и негативные мысли. Не рекомендуется слушать такие аудиозаписи слишком продолжительное время. Да, она может вам нравится, но от регулярного ее прослушивания, особенно в наушниках, необходимо отказаться на благо здоровью своей нервной системы.

Влияние классической музыки

 Ни для кого не секрет, что классическая музыка обладает весьма эффективным терапевтическим свойством. Особенно благоприятно она влияет на психоэмоциональное состояние человека. Звуковые колебания классических композиций так гармоничны, что приводят людей в состояние умиротворения и спокойствия. Помимо этого, она «убирает» чувство тревоги, беспокойства и нервозности. Произведения классиков даже способны повышать трудоспособность человека. Недаром многие великие композиторы совмещали музыкальную деятельность с наукой. Александр Порфирьевич Бородин, помимо того, что написал бессмертную оперу «Князь Игорь» и немало других произведений, был ученым-химиком. Гектор Берлиоз, нашумевший «Фантастической симфонией», был врачом.

 Музыкотерапия: лечение классической музыкой Самой полезной для человеческого организма медики признают музыку Вольфганга Моцарта. Она не быстрая и не медленная, не тихая и не громкая, плавная и не монотонная. Музыка Моцарта является уникальным средством от стресса и депрессий. Более того, она очень эффективно воздействует на кору головного мозга, что способствует лучшему запоминанию текстов и изучению иностранных языков. К примеру, «Соната для фортепиано №11 ля мажор» повышает тонус, улучшает настроение и избавляет от мигрени. А по утверждению Франа Роше, невролога, «Соната для двух фортепиано до мажор» повышала умственные способности студентов во время экзаменов. Мелодии рекомендуется слушать в тихом режиме.

немецкие доктора рекомендуют больным прослушивать сочинения Вольфганга Моцарта и Людвига ван Бетховена, особенно те произведения, в которых звучит кларнет, именно они оказывают положительное воздействие на сердечно-сосудистую систему и регулируют кровообращение. А произведения «Лунная соната» и «Симфония ля минор» избавляют от чувства раздражения и бессонницы

 Для поднятия настроения и жизненного тонуса, повышения своей активности советуют слушать Шестую симфонию Чайковского, Увертюра Бетховена к драме «Эгмонт», Прелюдия №1, опус 28, Шопена и Венгерская рапсодия №2 Листа. Плавная композиция Франца Шуберта со словами «Песнь моя летит с мольбою…» успокаивает и приводит к легкому и мечтательному настроению. Так же влияет на психику человека «Баркаролла» (песня лодочника), мелодии из цикла для фортепиано «Времена года» Петра Чайковского. А «Апрель. Подснежник» чарует своей нежностью и побуждает к активности. Чайковский рисует весну как знак обновления, вслушайтесь, и организм будет так же обновляться, как молодой подснежник ранней весной. Это оздоравливает.

Мазурка и прелюдия Шопена и вальсы Штрауса и Рубинштейна помогут избавиться от чувства тревоги и повысят вашу самооценку. Для нормализации артериального давления при гипертонии, а также для снятия напряжения из-за напряженных отношений с людьми рекомендуется слушать «Концерт ре минор для скрипки» и «Кантата №21» Баха, Соната для фортепиано и Картет №5 Бартока, Месса ля минор Брукнера. А от чувства обиды, зависти и злости поможет избавиться «Итальянский концерт» Баха .

Вокалотерапия

Также существует термин «вокалотерапия», который подразумевает лечебно-профилактический метод, основанный на певческом дыхании. Это своеобразный легкий массаж внутренних органов.

Вокалотерапия упражнения .

При помощи специальных упражнений, методом воздействия звуковых вибраций можно укрепить кровеносные сосуды. Эти упражнения с давних времен практикуются народными медиками Востока. 

Расслабьтесь, отключите поток мыслей, закройте глаза. На выдохе произнесите нараспев «А-О-У-МММ». Упражнения вокалотерапии пересекаются со смехотерапией. Певцы – это призвание долгожителей. Профессор Сергей Ваганович Шушарджан, основавший Институт медицины и музыкотерапии, утверждает, что чем больше человек слушает музыку, тем больше он живет. 94-летний Пабло Казальсе, испанский дирижер, имеющий молодую жену, говорил: «Каждое утро я ожидаю новой встречи с музыкой». Он выглядел старым и слабеющим человеком, но совершенно преображался только лишь от прикосновения к роялю. Он светился молодостью. Лекарством ему была музыка.

. А у вас есть любимые композиции, которые помогают расслабиться или поднять жизненный тонус?

 Шопен Ноктюрн № 20 до-диез минор

 

Телефон горячей линии бесплатной психологической помощи:

 

   8 800 350 80 52

fpro

fcior

ekcor

eodkor

Постановление №582

ekcor

ekcor

ekcor
ekcor
Количество просмотров материалов
1112393