Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

МДОБУ № 120

города Сочи

Детский сад



 

 

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Игры для снижния агрессии.

 

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется исключительно в импульсивных признаках упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. «Сильное огорчение может ввергнуть ребенка в безумный страх или безумную ярость. Захлестнутый яростью, ребенок ничего не видит и не слышит, он не контролирует себя. Он может бросаться на пол, кричать. Крики могут не прекращаться до появления тошноты». Такие реакции ребенка неприятны и не поощряются, но и не считаются ненормальными. Причиной такого поведения является блокирование желаний или незамеченной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. Такое поведение и агрессивным можно считать условно, так как у ребенка нет намерения причинить ущерб окружающим. В более позднем возрасте на первый план активнее выдвигаются ссоры и конфликты с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. В этот же период развития более чем в пять раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия. Вспышки ярости становятся более целенаправленными, и в поведении ребенка прослеживается реакция поведения. Конфликты между «обладать» и «отдавать» могут вести либо к враждебным, либо к доброжелательным ожиданиям и установкам. Удержание может становиться как деструктивным и грубым захватом или задержанием, так и может превращаться в стремление давать волю своим разрушительным страстям или же становиться пассивной готовностью оставлять «все как есть».

Психологи говорят о том, что дети 1,5–2 летнего возраста добровольно не отдают собственных игрушек или делают это, только уступая авторитету родителей, но всегда с явной неохотой. Ребенок включает собственные вещи, в том числе и игрушки, во внутренние границы «Я» и рассматривает их как часть самого себя. Слияние всех частей «Я» приводит к невозможности установления контакта с окружающими в этой сфере отношений.

В дальнейшем ребенок учится контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявления агрессивности в этом возрасте зависят от реакции и отношения родителей к формам поведения.

Кроме того, в этом возрасте усиливается «исследовательский инстинкт» и расширяются социальные контакты ребенка. В то же время он сталкивается с целой системой новых запретов, ограничений и социальных обязанностей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпаются злость, отчаяние, агрессивные тенденции.

Если раньше родители реагировали лаской, отвлечением внимания, то теперь все чаще прибегают к угрозам. Ребенок начинает задумываться над тем, как себя вести, чтобы контрагрессия родителей была минимальной. В дальнейшем проявления агрессии во многом связаны с процессами полоролевой идентификации ребенка или особенностями (этиповой) ситуации в семье, использованием техники «Doll play» (когда ребенок играет в куклы, отличается большей агрессией к куклам, чем игра девочек). Результаты изучения влияния социализации на соотношение вербальной и физической агрессии детей различного возраста показывают, что у дошкольников и младших школьников оно таково: у мальчиков преобладает физическая агрессия, а у девочек – вербальная. Позднее у мальчиков младшего подросткового возраста вербальная агрессия становится доминирующей. Впоследствии при переходе от младшего школьного к юношескому возрасту соотношение таких поведенческих реакций, как физическая, вербальная, косвенная агрессия и негативизм, существенно меняется. Возможно, это связано с тем, что агрессия мальчиков направлена «наружу», а девочек – «вовнутрь».

Традиционные представления о мужской и женской агрессивности сказываются и на поведении: и мальчики, и девочки в той или иной степени учатся подавлять собственные агрессивные побуждения. Если в процессе развития ребенок не научится контролировать свои агрессивные импульсы, то в дальнейшем это грозит преимущественной ориентацией на сверстников. Спонтанное выражение гнева и совершение насилия в отношении окружающих в 8 лет приводит к использованию физических лиц, скитанию по улицам, влечению в компании, поиску удовольствий в курении, принятии алкоголя и общению с противоположным полом – в 14 лет, к деструктивным поступкам, конфликтам с родителями, потребностям во встречах с друзьями, выпивке, курении и неразборчивыхс половых связях – в 20 лет.

 

 

ИГРЫ НА СНИЖЕНИЕ АГРЕССИИ

 

ИГРА «ПУТАНИЦА»

Цель игры: поддержание группового единства.

Ход игры. Выбирается при помощи считалки водящий. Он выходит из комнаты, остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, также не разжимая рук детей.

 

ИГРА «ЁЖ»

Цель: реализует потребность детей в агрессии, снимающей у них мышечные зажимы.

Ход игры. Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Но когда все неприятели разбегутся, ежи остаются в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке (повторить 3 раза).

 

ИГРА «ХИЩНИК»

Цель: игра реализует потребность в агрессии, снимаемой мышечное напряжение.

Ход игры. Дети выбирают для себя какой-либо образ хищника (тигра, льва, волка, рыси и т.п.), располагаются друг от друга на безопасном расстоянии. Хищники демонстрируют друг другу свою силу и храбрость. Показав свои возможности, хищники успокаиваются, уважая силу и достоинство каждого.

 

УПРАЖНЕНИЕ «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»

Описание.

Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

 

ИГРА «ЖУЧОК»

Описание.

Дети строятся друг за другом. Ведущий становится впереди с закрытыми глазами. Детям предлагается дотронуться к рукам водящего. Водящий должен узнать, кто к нему дотронулся.

 

ИГРА «ХОР»

Цель: реализовать вербальную потребность детей, объединить их и организовать.

Ход игры. Каждый ряд детей в классе получает свой звук для пения (а – о – и – у – е). Взрослый дирижирует, сближает ладони рук или удаляет их друг от друга, тем самым задавая громкость звучания. Громкость изменяется от максимальной до минимальной, плавно или скачкообразно. Заканчивается игра тихим пением.

 

ИГРА «УЛЕЙ»

Цель: реализовать вербальную потребность детей.

Ход игры. Все дети превращаются в диких пчел, которые тихо жужжат в своем улье. Но, почувствовав, что кто-то хочет забрать их мед, они усиливают жужжание, становятся сердитыми. Однако волнения напрасные. И пчелы успокаиваются.

 

УПРАЖНЕНИЕ «КОТЕНОК СПИТ»

Описание.

Психолог говорит: «Котенок удобно ложится на ковре и засыпает. У него мерно поднимается и опускается животик: вдох – выдох. Приятно чувствовать свое дыхание, спокойное и ровное. У котенка прекрасное настроение, он дружно и весело играет с другими котятами. Хороший котенок и другие котята тоже хорошие. Котенок отдохнул, он слышит, как за окном кричат ребята, лает собака и т. д. Котенок потянулся, выгнул спину и встал».

 

ИГРА «ПЕРЕДАЙ ПО КРУГУ»

Ход игры. Дети идут по кругу, передают (пантомимой) горячую картошку, ледышку, бабочку.

 

ИГРА «СОЛНЦЕ»

Цель: активизировать детей, создать положительное настроение.

Ход игры. Дети сидят за партами. Учитель произносит слово «солнце», и дети медленно встают со своих мест, поднимают руки вверх, разводят их в стороны («лучики») и улыбаются друг другу.

 

УПРАЖНЕНИЕ НА РАССЛАБЛЕНИЕ «ЖИРАФ»

Закрой глаза, сделай вдох и расслабься. Положи подбородок на грудь. Поверни подбородок направо, затем налево. Повтори это три раза. Теперь повращай шеей. Приподними плечи. Затем опусти их. Повтори это три раза. Затем подними каждое плечо несколько раз. Снова сядь удобно и прямо.

Почувствуй, как удлинилась твоя шея, как она расслабилась. Представь себя с длинной, как у жирафа, шеей.

 

ИГРА «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»

Ход игры. Дети садятся в одну линию. Первый ребенок задумывает слово. Задача – передать это слово по цепочке как можно быстрее, говоря шепотом на ухо друг другу. В конце игры первый и последний участники произносят первый вариант слова и то, что услышал последний.

 

ИГРА «КУЛАЧОК»

Просят участников сжать кулачок крепко-крепко. Пусть они подержат кулачок сжатым, а когда раскроют его, рука расслабится.

 

ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ СОН»

Это релаксационное упражнение помогает детям успокоиться, расслабиться, снять мышечное напряжение.

Дети ложатся на пол, руки вдоль тела, глаза закрыты. Взрослый дает следующую установку: «Начинается игра „Волшебный сон”. Вы не заснете по-настоящему, будете все слышать и чувствовать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Пусть каждому приснится хороший, добрый сон».

 

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко...

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают...

Отдыхают, засыпают... (2 раза)

Шея не напряжена,

А расслаблена...

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется... (2 раза)

Дышится легко... ровно... глубоко...

Напряженье улетело...

И расслаблено все тело (2 раза),

Будто мы лежим на травке,

На зеленой, мягкой травке...

Греет солнышко сейчас...

Ноги теплые у нас...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Губы теплые и вялые

И нисколько не усталые.

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

 

ИГРА «СНЕЖИНКИ»

Ход игры. Игра проводится в просторной комнате. Дети свободно стоят на некотором расстоянии друг от друга. Ведущий просит их представить, что они – летящие с неба снежинки. Дети, широко раскинув руки, начинают произвольно двигаться по комнате: кто-то может кружиться, кто-то медленно перемещаться в разные стороны. Потом психолог говорит: «Снежинки подлетают к земле и сплетаются вместе – по две снежинки в одном комочке» (три, четыре и т. д.). Дети должны образовать маленькие группки, состоящие из соответствующего числа участников. Проигрывают те, кто оказался лишним или не успел пристроиться к «снежному кому».

 

ИГРА «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ»

Ход игры. Дети встают в круг, выбирается ведущий. Он стоит в центре круга и старается узнать детей по голосу.

 

ИГРА «ПОПУГАЙЧИКИ»

Цель: реализовать вербальную активность детей, развивать у них слуховое внимание.

Ход игры. Ведущий произносит слова или имитирует голоса животных и выбирает глазами «попугайчика». «Попугайчик» повторяет слова и голоса с такой же интонацией, как у ведущего.

 

ИГРА «ОБЗЫВАЛКИ»

Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Содержание. Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов... Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...». Например: «А ты – морковка!».

В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты – моя радость...».

Примечание. Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

 

ИГРА «МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ»

Цель: научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев.

Ход игры. «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить».

Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми».

 

ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ШАРИКИ»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик–«болик» – и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения».

 

ИГРА «МОЙ ХОРОШИЙ ПОПУГАЙ»

Цель: игра способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.

Содержание. Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: «Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова?» Дети предлагают: «Говорить с ним ласково», «Научить его играть» и т. д.

Взрослый бережно передает кому-либо из них плюшевого попугая (мишку, зайчика). Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) попугая другому ребенку.

Игру лучше проводить в медленном темпе

 

 

 

 
 20 правил работы с детьми с ЗПР для воспитателя
 
1 Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
2 Многократно повторять материала на занятиях.
3 Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.
4 При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
5 Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
6 Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
7 Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
8 Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
9 Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
10 Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
11 Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.
12 Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
13 Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
14 Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
15 Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
16 Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.
17 Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
18 Установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
19 При необходимости посоветовать родителям обратиться к специалистам (логопед, дефектолог, психолог).
При необходимости посоветовать обратиться за медикаментозной помощью к узким специалистам (невропатолог, иммунолог, отоларинголог, офтальмолог).
20 На современном этапе становления инклюзивного образования необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который к этому времени сложился в специализированных учреждениях, имеющих квалифицированных специалистов, методическую базу специальные условия, учитывающие индивидуальные особенности детей.
 
Педагоги массовых детских садов, перенявших данный опыт, имеют возможность достичь высоких результатов в работе с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательных учреждений.
 
Памятка составлена на основе рекомендаций Мелюхиной Елены Рудольфовны (учитель-дефектолог, МБДОУ — детский сад компенсирующего вида № 452 город Екатеринбург).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные признаки психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре.
 
 
Игровая деятельность, как ведущая деятельность дошкольника, необходима для корректировки негативно эмоционального состояния, служит способом исполнения желаний (в сюжете обыгрывается тот вариант развития событий, которые ребенок хотел бы иметь в реальной жизни), дает чувство контроля над чрезмерно интенсивными внутренними побуждениями. И соответственно по игре мы можем определить наличие психологического неблагополучия ребенка. Ниже перечисленны основные признаки, наличие которых указывает на проблемы ребенка и необходимость в оказании соответствующей помощи дошкольнику. 
 
1 Играет только с гаджетом.
Этот признак больше могут наблюдать родители, чем воспитатели.Если ребенок предпочитает виртуальную реальность живому общению с другими детьми, родителями и т. д. и не может самостоятельно выйти из игры, то со всей уверенностью можно утверждать,что это игровая зависимость. Зависимый от электронных игр ребенок имеет неудовлетворенные потребности в сенсорном разнообразии,общении, психологической безопасности,последовательном воспитании.
2 Постоянно проявляет агрессию в игре.
Проявление агрессии может выражаться в командном тоне ребенка. Он играет только по своим правилам и не соглашается принимать правила другого игрока, делает все по своему,игнорируя все условия. Если смыслом игры является проявление заботы (доктор, учитель, спасатель), а действия ребенка являются полным противоречием (не спасу, не вылечу)и способствуют усилению негативных чувств (чтобы стало опаснее, больнее),речь идет о косвенной агрессии. Об агрессии в прямом ее проявлении могут свидетельствовать следущие признаки: использование нецензурных, выражений, ребенок обзывается, толкается, отбирает чужое.
3 Травмирует себя во время самостоятельной игры.
Речь идет о осознаном причинении боли самому себе и нанесении травм различного рода: ребенок роняет на себя тяжелые предметы, ударяется на ровном месте, постоянно падает, царапается. Причиной такого поведения может стать разлука с родителями. Только с родителями такой ребенок чувствует себя в безопасности и постоянно испытывает потребность в их присутствии. 
4 Постоянно преследует других детей.
В случае игнорирования детской потребности в общении и игре в кругу семьи (чаще всего это социально неблагополучные семьи), ребенок, находясь в дошкольном учереждении, начинает выражать свои коммуникативные потребности независимо от воли другого ребенка. Со стороны такие действия выглядят не только навязчивыми, прилипчивыми, но так же надоедливыми и утомительными.  Естественно другой участник игры, смущенный навязчивым поведением, начинает сторониться и убегать. Психологически неблагополучный ребенок всячески игнорирует отказы  и сигналы о том, что с ним не хотят играть, причем повлиять на действия такого дошкольника крайне сложно даже его собственным родителям.
5 Не способен длительно сосредоточиться на игре.
При возможном синдроме дефицита внимания ребенок не способен сосредоточиться на одной игре дольше пяти минут. Со стороны это можно наблюдать ввиде двигательной расторможенности, моторной неловкости, неспособностью дождаться всей очереди в игре с мячом, проявление импульсивности, невнимательности к деталям (гиперкинетические симптомы СДВГ). 
6 Застревает на одной эмоции.
Невозможность эмоционально переключиться с предыдущего вида деятельности (например: после игры в войну ребенок с той же эмоцией начал нападать на родителя, не реагируя на призывы к успокоению) вероятно свидетельствует о ригидности эмоционального состояния, характерного для детей с минимальной мозговой дисфункцией.
7 Ребенок постоянно играет с воображаемым другом.
Ввиду нехватки общения, обедненности личностных ресурсов дошкольника, невозможности справиться с психологическими нагрузками в конкретном периоде своей жизни, ребенок может придумать воображаемого друга, который будет иметь устойчивые индивидуальные характеристики, принимать участие во всех играх, бытовых вопросах, исполнять роль поддержки в жизни ребенка. Наличие такого персонажа указывает на значительную эмоциональную проблематику ребенка, испытывающего эмоциональные портясения (развод родителей, смерть близкого человека, животного и т.д.), либо нехватку общения с родителями и сверстниками, перегруженность дополнительными занятиями.
8 Отсутствие интереса к сюжетно-ролевым играм.
В данном случае важно выявить причину: ребенок не играет в сюжетно-ролевые игры, потому что не умеет этого делать (не может присоединиться к сверстникам, не знает, каким образом развить сюжет игры или наоборот, делает так, чтобы игра была интересна только ему, не учитывая мнения других игроков),но хочет; либо у него полностью отсутствует желание включаться в такого рода игру. Отсутствие игры по причине вышеперечисленных препятствий для ее реализации является следствием невротических проблем. А отсутствие игры по причине полной отрешенности, нежелания, отсутствии запроса на протребность в ролевой игре может указывать на отставание в развитии,являться признаком органической деменции и ЗПР разного генеза.
9 Регрессия в игре.
Яркий признак наличия подобного психологического неблагополучия, это когда ребенок возвращается к играм более раннего возрастного периода.Речь идет о потере ранее приобретенных игровых навыков, отказ от речевого сопровождения игры, утрате способности играть самостоятельно, без взрослого. Ребенок возвращается к поведенческой линии, свойственной ему в более ранний период развития. Основная функция регресса- защитная. Подобное состояние возникаем у детей, перенесших насилие или оказавшимися свидетелями насильственного преступления, жесткого обращения с близким родственником, животным, стихийного бедствия, поступление ребенка в сад или школу. 
10 Демонстрация вычурности игровых действий.
Если ребенок играет в основном одними и теми же неигровыми предметами в течение нескольких месяцев или лет используя однообразные зависающие по длительности действия ( стучит, что-то пересыпает, обливывает, кусает, вертит),совершает странные двидения, причем основная часть игры разворачивается в его подсознании и фактически у наблюдателя отсутствует возможность понять такую игру и включиться в нее. Потому как игровой мир ребенка имеет только ему ведомый смысл.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра ребенка, если наблюдать за ней внимательно, может указывать на его психологическое неблагополучие. Чтобы не упустить время и как можно раньше оказать необходимую помощь дошкольнику, рекомендуется наблюдать, какие игрушки используют дети в группе, анализировать игровые сюжеты и роли детей.Своевременно оказанная помощь способствует не только улудшению эмоционально психологического фона, но так же и решинию главной задачи: улудшению качества жизни дошкольника.
Подготовленно с использованием справочных материалов системы "Образование" vip.1obraz.ru/    
  
 
  

 

 

    

 

 

 

Телефон горячей линии бесплатной психологической помощи:

 

   8 800 350 80 52

fpro

fcior

ekcor

eodkor

Постановление №582

ekcor

ekcor

ekcor
ekcor
Количество просмотров материалов
1112182