МДОБУ № 120

города Сочи

Наш инстаграм

Сайты воспитателей

 

 

 
 20 правил работы с детьми с ЗПР для воспитателя
 
1 Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
2 Многократно повторять материала на занятиях.
3 Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.
4 При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
5 Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
6 Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
7 Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
8 Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
9 Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
10 Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
11 Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.
12 Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
13 Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
14 Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
15 Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
16 Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.
17 Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
18 Установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
19 При необходимости посоветовать родителям обратиться к специалистам (логопед, дефектолог, психолог).
При необходимости посоветовать обратиться за медикаментозной помощью к узким специалистам (невропатолог, иммунолог, отоларинголог, офтальмолог).
20 На современном этапе становления инклюзивного образования необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который к этому времени сложился в специализированных учреждениях, имеющих квалифицированных специалистов, методическую базу специальные условия, учитывающие индивидуальные особенности детей.
 
Педагоги массовых детских садов, перенявших данный опыт, имеют возможность достичь высоких результатов в работе с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательных учреждений.
 
Памятка составлена на основе рекомендаций Мелюхиной Елены Рудольфовны (учитель-дефектолог, МБДОУ — детский сад компенсирующего вида № 452 город Екатеринбург).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные признаки психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре.
 
 
Игровая деятельность, как ведущая деятельность дошкольника, необходима для корректировки негативно эмоционального состояния, служит способом исполнения желаний (в сюжете обыгрывается тот вариант развития событий, которые ребенок хотел бы иметь в реальной жизни), дает чувство контроля над чрезмерно интенсивными внутренними побуждениями. И соответственно по игре мы можем определить наличие психологического неблагополучия ребенка. Ниже перечисленны основные признаки, наличие которых указывает на проблемы ребенка и необходимость в оказании соответствующей помощи дошкольнику. 
 
1 Играет только с гаджетом.
Этот признак больше могут наблюдать родители, чем воспитатели.Если ребенок предпочитает виртуальную реальность живому общению с другими детьми, родителями и т. д. и не может самостоятельно выйти из игры, то со всей уверенностью можно утверждать,что это игровая зависимость. Зависимый от электронных игр ребенок имеет неудовлетворенные потребности в сенсорном разнообразии,общении, психологической безопасности,последовательном воспитании.
2 Постоянно проявляет агрессию в игре.
Проявление агрессии может выражаться в командном тоне ребенка. Он играет только по своим правилам и не соглашается принимать правила другого игрока, делает все по своему,игнорируя все условия. Если смыслом игры является проявление заботы (доктор, учитель, спасатель), а действия ребенка являются полным противоречием (не спасу, не вылечу)и способствуют усилению негативных чувств (чтобы стало опаснее, больнее),речь идет о косвенной агрессии. Об агрессии в прямом ее проявлении могут свидетельствовать следущие признаки: использование нецензурных, выражений, ребенок обзывается, толкается, отбирает чужое.
3 Травмирует себя во время самостоятельной игры.
Речь идет о осознаном причинении боли самому себе и нанесении травм различного рода: ребенок роняет на себя тяжелые предметы, ударяется на ровном месте, постоянно падает, царапается. Причиной такого поведения может стать разлука с родителями. Только с родителями такой ребенок чувствует себя в безопасности и постоянно испытывает потребность в их присутствии. 
4 Постоянно преследует других детей.
В случае игнорирования детской потребности в общении и игре в кругу семьи (чаще всего это социально неблагополучные семьи), ребенок, находясь в дошкольном учереждении, начинает выражать свои коммуникативные потребности независимо от воли другого ребенка. Со стороны такие действия выглядят не только навязчивыми, прилипчивыми, но так же надоедливыми и утомительными.  Естественно другой участник игры, смущенный навязчивым поведением, начинает сторониться и убегать. Психологически неблагополучный ребенок всячески игнорирует отказы  и сигналы о том, что с ним не хотят играть, причем повлиять на действия такого дошкольника крайне сложно даже его собственным родителям.
5 Не способен длительно сосредоточиться на игре.
При возможном синдроме дефицита внимания ребенок не способен сосредоточиться на одной игре дольше пяти минут. Со стороны это можно наблюдать ввиде двигательной расторможенности, моторной неловкости, неспособностью дождаться всей очереди в игре с мячом, проявление импульсивности, невнимательности к деталям (гиперкинетические симптомы СДВГ). 
6 Застревает на одной эмоции.
Невозможность эмоционально переключиться с предыдущего вида деятельности (например: после игры в войну ребенок с той же эмоцией начал нападать на родителя, не реагируя на призывы к успокоению) вероятно свидетельствует о ригидности эмоционального состояния, характерного для детей с минимальной мозговой дисфункцией.
7 Ребенок постоянно играет с воображаемым другом.
Ввиду нехватки общения, обедненности личностных ресурсов дошкольника, невозможности справиться с психологическими нагрузками в конкретном периоде своей жизни, ребенок может придумать воображаемого друга, который будет иметь устойчивые индивидуальные характеристики, принимать участие во всех играх, бытовых вопросах, исполнять роль поддержки в жизни ребенка. Наличие такого персонажа указывает на значительную эмоциональную проблематику ребенка, испытывающего эмоциональные портясения (развод родителей, смерть близкого человека, животного и т.д.), либо нехватку общения с родителями и сверстниками, перегруженность дополнительными занятиями.
8 Отсутствие интереса к сюжетно-ролевым играм.
В данном случае важно выявить причину: ребенок не играет в сюжетно-ролевые игры, потому что не умеет этого делать (не может присоединиться к сверстникам, не знает, каким образом развить сюжет игры или наоборот, делает так, чтобы игра была интересна только ему, не учитывая мнения других игроков),но хочет; либо у него полностью отсутствует желание включаться в такого рода игру. Отсутствие игры по причине вышеперечисленных препятствий для ее реализации является следствием невротических проблем. А отсутствие игры по причине полной отрешенности, нежелания, отсутствии запроса на протребность в ролевой игре может указывать на отставание в развитии,являться признаком органической деменции и ЗПР разного генеза.
9 Регрессия в игре.
Яркий признак наличия подобного психологического неблагополучия, это когда ребенок возвращается к играм более раннего возрастного периода.Речь идет о потере ранее приобретенных игровых навыков, отказ от речевого сопровождения игры, утрате способности играть самостоятельно, без взрослого. Ребенок возвращается к поведенческой линии, свойственной ему в более ранний период развития. Основная функция регресса- защитная. Подобное состояние возникаем у детей, перенесших насилие или оказавшимися свидетелями насильственного преступления, жесткого обращения с близким родственником, животным, стихийного бедствия, поступление ребенка в сад или школу. 
10 Демонстрация вычурности игровых действий.
Если ребенок играет в основном одними и теми же неигровыми предметами в течение нескольких месяцев или лет используя однообразные зависающие по длительности действия ( стучит, что-то пересыпает, обливывает, кусает, вертит),совершает странные двидения, причем основная часть игры разворачивается в его подсознании и фактически у наблюдателя отсутствует возможность понять такую игру и включиться в нее. Потому как игровой мир ребенка имеет только ему ведомый смысл.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра ребенка, если наблюдать за ней внимательно, может указывать на его психологическое неблагополучие. Чтобы не упустить время и как можно раньше оказать необходимую помощь дошкольнику, рекомендуется наблюдать, какие игрушки используют дети в группе, анализировать игровые сюжеты и роли детей.Своевременно оказанная помощь способствует не только улудшению эмоционально психологического фона, но так же и решинию главной задачи: улудшению качества жизни дошкольника.
Подготовленно с использованием справочных материалов системы "Образование" vip.1obraz.ru/    
  
 
  

 

 

    

 

 

 

Наши достижения

moinrf

mosk

fpro

fcior

ekcor

eodkor

Постановление №582

ekcor

ekcor

ekcor

Количество просмотров материалов
763736