МДОБУ № 120
города Сочи
ОБРАЗОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
Относительные прилагательные получили такое название потому, что они обозначают не просто признак предмета, а признак, соотнесенный с каким-то другим словом. Эти прилагательные образуются от имен существительных и как бы соотносятся с ними, например, стол ИЗ ДЕРЕВА – ДЕРЕВЯННЫЙ, платье ИЗ ШЕРСТИ – ШЕРСТЯНОЕ.
Специальная работа над относительными прилагательными важна по двум причинам: во-первых, для овладения ребенком одним из очень распространенных способов словообразования и, во-вторых, для усвоения их общей закономерности употребления правильных грамматических форм.
Чтобы ребенку было легче понять сам принцип образования этих прилагательных, вначале мы приводим такие примеры, когда к одному и тому же предмету, но сделанному из разного материала, должны подбираться разные прилагательные. Так, один и тот же предмет одежды, например, рукавички, может быть сделан из кожи, из меха, из шерсти, из брезента и пр., и в зависимости от этого они будут кожаными, меховыми, шерстяными или брезентовыми. Это должно быть полностью доведено до сознания ребенка, испытывающего затруднения в образовании относительных прилагательных.
Ошибки детей при образовании относительных прилагательных могут заключаться в следующем. В худшем случае ребенок вообще не понимает самого принципа образования этих прилагательных и говорит, например, о том, что шапка из шерсти – теплая, колючая или красная. В лучшем же случае он образует относительное прилагательное, но употребляет неправильную его грамматическую форму, например: занавеска из тюля – «тюльная», «тюлья», «тюльковая», «тюлинная».
Умение правильно образовывать относительные прилагательные важно и просто для повседневной жизни, поскольку очень нелепо выглядит, когда ребенок школьного возраста называет ржаной хлеб «ржавым» или «ржаничным». Именно по этой причине здесь приведено так много самых разных относительных прилагательных – как говорится, на все случаи жизни. Ребенок должен образовывать эти формы по аналогии в процессе ответов на задаваемые взрослым вопросы. Вопрос ставится примерно так: какая это полка, если она сделана из дерева? («деревянная»).
Упражнение1
Ребенок должен понять сам принцип образования относительных прилагательных, что ему помогут сделать приведенные ниже примеры:
Шапка ИЗ МЕХА – МЕХОВАЯ
Шапка ИЗ ШЕРСТИ – ШЕРСТЯНАЯ
Шапка ИЗ КОЖИ – КОЖАНАЯ
Ложка ИЗ ДЕРЕВА – ДЕРЕВЯННАЯ
Ложка ИЗ АЛЮМИНИЯ – АЛЮМИНИВАЯ
Ложка ИЗ СЕРЕБРА – СЕРЕБРЯНАЯ
Ложка ИЗ ПЛАСТМАССЫ – ПЛАСТМАССОВАЯ
Платье ИЗ ШЕЛКА – ШЕЛКОВОЕ
Платье ИЗ БАРХАТА – БАРХАТНОЕ
Платье ИЗ ШЕРСТИ - ШЕРСТЯНОЕ
Платье ИЗ СИТЦА – СИТЦЕВОЕ
Платье ИЗ ПОЛОТНА – ПОЛОТНЯНОЕ
Упражнение 2
Самостоятельно образовать относительные прилагательные от приводимых ниже слов. Ввиду большого количества слов упражнение выполняется в несколько приемов.
Посуда ИЗ СТЕКЛА – СТЕКЛЯННАЯ
Посуда из глины – … Посуда из меди – …
Посуда из хрусталя – … Подушка из ваты – …
Котлета из мяса – … Котлета из рыбы – …
Котлета из картофеля – … Котлета из моркови – …
Каша из овса – … Каша из пшена –
Каша из чечевицы – … Каша из кукурузы – …
Каша из манки – … Сережка из серебра – …
Сережка из янтаря – … Сережка из жемчуга – ….
Дверца из фанеры – … Коробка из картона – …
Стена из бетона – … Башня из камня – …
Подтилка из травы –
Сок ИЗ ЯБЛОК – ЯБЛОЧНЫЙ
Сок из лимона – … Сок из клюквы – …
Сок из брусники – … Сок из черники – …
Пол из паркета – … Дом из кирпича – …
Хлеб из пшеницы – …
Варенье ИЗ ЯБЛОК – ЯБЛОЧНОЕ
варенье из брусники – … варенье из черники – …
варенье из клубники – … варенье из земляники – …
варенье из клюквы – … .
Упражнение 3
Как и в предыдущем упражнении, образовывать от данных существительных
относительные прилагательные, но уже с другими суффиксами (-ОВ-, -ЕВ-).
Грелка ИЗ РЕЗИНЫ – РЕЗИНОВАЯ
Проволока из цинка – … Хижина из тростника – …
Сумка из брезента – … Свеча из воска – …
Свеча из стеарина – … Кофта из шелка – …
Кофта из сатина – … Кофта из ситца – …
Кофта из капрона – … Кофта из нейлона – …
Шляпа из фетра – … Посуда из алюминия – …
Посуда из пластмассы – … Посуда из пластика – …
Посуда из фарфора – … Посуда из фаянса – …
Подушка из пуха – … Подушка из пера – …
Трость из бамбука – … Корзина из ивы – …
Занавеска из тюля – … Куртка из плюша – …
Куртка из замши – … Каша из фасоли – …
Каша из гречи – … Каша из риса – …
Каша из гороха – … Сок из сливы – …
Сок из кокоса – … Сок из вишни – …
Сок из груши – … Варенье из сливы – …
Варенье из вишни – … Варенье из груши – …
Упражнение 4
Приведем допустимые варианты образования ряда относительных прилагательных:
Сок из апельсина – апельсиновый, апельсинный
Сок из мандарина – мандариновый, мандаринный
Сок из граната – гранатовый, гранатный
Сок из ананаса – ананасовый, ананасный
Сок из малины – малиновый, малинный
Сок из рябины – рябиновый, рябинный
Сок из смородины – смородиновый, смородинный
Упражнение 5
Употребить те же самые относительные прилагательные, что и в упражнениях 2 и 3, но только используя их в другом роде (мужском, женском или среднем), а также во множественном числе. Например, если в предыдущем упражнении был ЯБЛОЧНЫЙ СОК, то теперь пусть будет ЯБЛОЧНАЯ НАЧИНКА или ЯБЛОЧНЫЕ КОНФЕТЫ; если была ШЕЛКОВАЯ КОФТА, то теперь пусть будет ШЕЛКОВЫЙ ШАРФ или ШЕЛКОВОЕ ПЛАТЬЕ и т.п.
Упражнение 6
Образовать любые относительные прилагательные с любыми суффиксами и окончаниями (вразбивку), например: стол из дерева – ДЕРЕВЯННЫЙ; основание из гранита – ГРАНИТНОЕ; настойка из рябины – РЯБИНОВАЯ.
Правильное выполнение ребенком этого упражнения будет свидетельствовать об овладении им навыков образования относительных прилагательных.