МДОБУ № 120

города Сочи

Наш инстаграм

Сайты воспитателей

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

Относительные прилагательные получили такое название потому, что они обозначают не просто признак предмета, а признак, соотнесенный с каким-то другим словом. Эти прилагательные образуются от имен существительных и как бы соотносятся с ними, например, стол ИЗ ДЕРЕВА – ДЕРЕВЯННЫЙ, платье ИЗ ШЕРСТИ – ШЕРСТЯНОЕ.

Специальная работа над относительными прилагательными важна по двум причинам: во-первых, для овладения ребенком одним из очень распространенных способов словообразования и, во-вторых, для усвоения их общей закономерности употребления правильных грамматических форм.

Чтобы ребенку было легче понять сам принцип образования этих прилагательных, вначале мы приводим такие примеры, когда к одному и тому же предмету, но сделанному из разного материала, должны подбираться разные прилагательные. Так, один и тот же предмет одежды, например, рукавички, может быть сделан из кожи, из меха, из шерсти, из брезента и пр., и в зависимости от этого они будут кожаными, меховыми, шерстяными или брезентовыми. Это должно быть полностью доведено до сознания ребенка, испытывающего затруднения в образовании относительных прилагательных.

Ошибки детей при образовании относительных прилагательных могут заключаться в следующем. В худшем случае ребенок вообще не понимает самого принципа образования этих прилагательных и говорит, например, о том, что шапка из шерсти – теплая, колючая или красная. В лучшем же случае он образует относительное прилагательное, но употребляет неправильную его грамматическую форму, например: занавеска из тюля – «тюльная», «тюлья», «тюльковая», «тюлинная».

Умение правильно образовывать относительные прилагательные важно и просто для повседневной жизни, поскольку очень нелепо выглядит, когда ребенок школьного возраста называет ржаной хлеб «ржавым» или «ржаничным». Именно по этой причине здесь приведено так много самых разных относительных прилагательных – как говорится, на все случаи жизни. Ребенок должен образовывать эти формы по аналогии в процессе ответов на задаваемые взрослым вопросы. Вопрос ставится примерно так: какая это полка, если она сделана из дерева? («деревянная»).

Упражнение1

Ребенок должен понять сам принцип образования относительных прилагательных, что ему помогут сделать приведенные ниже примеры:

Шапка ИЗ МЕХА – МЕХОВАЯ

Шапка ИЗ ШЕРСТИ – ШЕРСТЯНАЯ

Шапка ИЗ КОЖИ – КОЖАНАЯ

Ложка ИЗ ДЕРЕВА – ДЕРЕВЯННАЯ

Ложка ИЗ АЛЮМИНИЯ – АЛЮМИНИВАЯ

Ложка ИЗ СЕРЕБРА – СЕРЕБРЯНАЯ

Ложка ИЗ ПЛАСТМАССЫ – ПЛАСТМАССОВАЯ

Платье ИЗ ШЕЛКА – ШЕЛКОВОЕ

Платье ИЗ БАРХАТА – БАРХАТНОЕ

Платье ИЗ ШЕРСТИ - ШЕРСТЯНОЕ

Платье ИЗ СИТЦА – СИТЦЕВОЕ

Платье ИЗ ПОЛОТНА – ПОЛОТНЯНОЕ

 

Упражнение 2

Самостоятельно образовать относительные прилагательные от приводимых ниже слов. Ввиду большого количества слов упражнение выполняется в несколько приемов.

Посуда ИЗ СТЕКЛА – СТЕКЛЯННАЯ

Посуда из глины –  …                             Посуда из меди – …

Посуда из хрусталя – …                          Подушка из ваты – …

Котлета из мяса – …                                Котлета из рыбы – …

Котлета из картофеля – …                       Котлета из моркови – …

Каша из овса – …                                     Каша из пшена –

Каша из чечевицы – …                            Каша из кукурузы – …

Каша из манки – …                                  Сережка из серебра – …

Сережка из янтаря – …                            Сережка из жемчуга – ….

Дверца из фанеры – …                             Коробка из картона – …

Стена из бетона – …                                 Башня из камня – …

Подтилка из травы –

Сок ИЗ ЯБЛОК – ЯБЛОЧНЫЙ

Сок из лимона – …                                   Сок из клюквы – …

Сок из брусники – …                                Сок из черники – …

Пол из паркета – …                                   Дом из кирпича – …

Хлеб из пшеницы – …                              

Варенье ИЗ ЯБЛОК – ЯБЛОЧНОЕ

варенье из брусники – …                           варенье из черники – …

варенье из клубники – …                           варенье из земляники – …

варенье из клюквы – … .

 

Упражнение 3

Как и в предыдущем упражнении, образовывать от данных существительных

относительные прилагательные, но уже с другими суффиксами (-ОВ-, -ЕВ-).

Грелка ИЗ РЕЗИНЫ – РЕЗИНОВАЯ

Проволока из цинка – …                         Хижина из тростника – …

Сумка из брезента – …                            Свеча из воска – …

Свеча из стеарина – …                             Кофта из шелка – …

Кофта из сатина – …                                Кофта из ситца – …

Кофта из капрона – …                             Кофта из нейлона – …

Шляпа из фетра – …                                Посуда из алюминия – …

Посуда из пластмассы – …                      Посуда из пластика – …

Посуда из фарфора –  …                          Посуда из фаянса – …

Подушка из пуха – …                              Подушка из пера – …

Трость из бамбука – …                            Корзина из ивы – …

Занавеска из тюля – …                            Куртка из плюша – …

Куртка из замши – …                              Каша из фасоли – …

Каша из гречи – …                                  Каша из риса – …

Каша из гороха – …                                Сок из сливы – …

Сок из кокоса – …                                   Сок из вишни – …

Сок из груши – …                                   Варенье из сливы – …

Варенье из вишни – …                            Варенье из груши – …

 

Упражнение 4

Приведем допустимые варианты образования ряда относительных прилагательных:

Сок из апельсина – апельсиновый, апельсинный

Сок из мандарина – мандариновый, мандаринный

Сок из граната – гранатовый, гранатный

Сок из ананаса – ананасовый, ананасный

Сок из малины – малиновый, малинный

Сок из рябины – рябиновый, рябинный

Сок из смородины – смородиновый, смородинный

 

Упражнение 5

Употребить те же самые относительные прилагательные, что и в упражнениях 2 и 3, но только используя  их в другом роде (мужском, женском или среднем), а также во множественном числе. Например, если в предыдущем упражнении был ЯБЛОЧНЫЙ СОК, то теперь пусть будет ЯБЛОЧНАЯ НАЧИНКА или ЯБЛОЧНЫЕ КОНФЕТЫ; если была ШЕЛКОВАЯ КОФТА, то теперь пусть будет ШЕЛКОВЫЙ ШАРФ или ШЕЛКОВОЕ ПЛАТЬЕ и т.п.

 

Упражнение 6

Образовать любые относительные прилагательные с любыми суффиксами и окончаниями (вразбивку), например: стол из дерева – ДЕРЕВЯННЫЙ; основание из гранита – ГРАНИТНОЕ; настойка из рябины – РЯБИНОВАЯ.

 

Правильное выполнение ребенком этого упражнения будет свидетельствовать об овладении им навыков образования относительных прилагательных.

 

Наши достижения

moinrf

mosk

fpro

fcior

ekcor

eodkor

Постановление №582

ekcor

ekcor

ekcor

Количество просмотров материалов
818334