Шпаргалка для родителей

ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Если дети балуются

 

Этот тип поведения довольно распространен среди младших дошкольников, особенно среди четырехлетних. Если дети дурачатся слишком часто или в неподходящее время, то это может вызвать серьезные проблемы.

 

Как предотвратить проблему

 

Предоставляйте детям больше возможностей баловаться и даже поощряйте их к этому в специально отведенное время. Если они будут дурачиться именно в это время, скажите им, что они поступают хорошо, потому что никому не мешают, взрослым весело на них смотреть.

Иногда сами предлагайте побаловаться, помогая детям понять, что это вовсе не плохое поведение, если никому не мешаешь и не портишь вещи.

 

Как справиться с проблемой, если она уже есть

 

Может оказаться так, что ребенок, который слишком много дурачится или строит из себя шута, на самом деле пытается уйти от каких-то серьезных проблем в своей жизни.

Он прячется под «маску», пытаясь избежать непосильного напряжения. Такого же рода поведение может развиться и вследствие того, что он видит внимание, восхищение других детей и некоторых взрослых.

Обсудите вместе с другими членами семьи и воспитателями, что может скрывать ребенок за «маской шута», что пытается заглушить таким поведением.

Если увидите, что ребенок спокоен и серьезён, используйте эту возможность, чтобы поговорить с ним о том, что его тревожит, беспокоит. Предложите ему нарисовать картинку, которую не увидит никто, кроме вас двоих.

Если ребенок начинает баловаться в неподходящий момент и вам нужно прервать его фиглярство, твердо обратитесь к нему со словами: «Сейчас очень важно, чтобы ты побыл серьезным. Через 10 минут мы закончим работу, и ты сможешь баловаться, сколько пожелаешь».

 

 

Если ребенок плохо ест

 

Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают самоутверждаться самым неподходящим способом.

 

Как предотвратить проблему

 

Вы являетесь для ребенка главным примером поведения за столом, поэтому должны есть вместе с ним и то же, что и он.

Малышу следует предложить поесть, но ни в коем случае не заставлять есть насильно.

Можно сказать: «Пожалуйста, скушай по маленькой порции каждого блюда, иначе это будет невежливо».

Ребенок должен иметь право отказаться съесть «даже по маленькому кусочку». Если на него не давить, то рано или поздно он начнет есть нормально. Спокойный подход к еде способствует установлению здорового отношения к ней.

Во время еды вовлекайте ребенка в неторопливый разговор.

Почаще что-нибудь готовьте вместе.

 

Как справиться с проблемой, если она уже есть

 

Если ребенок слишком быстро заглатывает пищу, накладывайте еду в тарелку понемногу, но обязательно скажите малышу, что приготовили еды достаточно и можете дать ему добавки.

Объясните ребенку, что пищу нужно жевать медленно, чтобы организм мог взять из хорошо прожеванной пищи больше полезных веществ, это помогает человеку расти высоким, красивым и сильным.

Если ребенок ест слишком вяло, накладывайте в тарелку пищу понемногу, постепенно добавляя ее. Объясните ему, что с маленькой порцией справиться гораздо легче. Не заостряйте на этой проблеме слишком много внимания, чтобы не усугубить ситуацию.

Если ребенок слишком привередлив в еде, для начала давайте ему новую еду очень маленькими порциями. Не заставляйте есть насильно. Постарайтесь задать за столом спокойный благожелательный тон, продемонстрируйте свое положительное отношение к конкретной еде.

 

 

Если ребенок кусается

 

Чаще всего дети кусаются в возрасте от 12 до 24 месяцев. Причиной «кусачести» может быть прорезывание зубов, возбуждение, гнев. Иногда ребенку не хватает слов, и, пытаясь завладеть игрушкой, он кусается, считая это хорошим способом добиться своего. Чаще всего это происходит как мгновенная реакция, импульсивное действие, ребенок слишком мал, чтобы продумать какие-то другие, более приемлемые действия.

 

Как предотвратить проблему

 

Помогайте детям выражать свои чувства и потребности словами: «Катя говорит: “Дай, дай”. Это значит, она хочет поиграть с этой игрушкой». «Катя скажет: “Нет, нет”. Это значит, Катя не хочет кушать».

Если вы видите, что ребенок чем-то расстроен, не спешите занять его нужными вам делами. Сначала помогите успокоиться — подержите на руках, поговорите с ним, добейтесь улыбки.

Позаботьтесь, чтобы у ребенка было достаточно безопасных предметов для режущихся зубов.

 

Как справиться с проблемой, если она уже есть

 

Дети ясельного возраста, как правило, еще слишком малы, чтобы соотносить между собой то, что они кого-то укусили, и то, что взрослый сердится. Поэтому в такого рода ситуациях наказание, как правило, мало помогает. Лучше утешьте того, кого укусили, и достаточно резко скажите «кусаке»: «Это же больно!». Ваше лицо должно быть строгим, чтобы ребенок видел, что вы его не одобряете. Будьте лаконичнее, чтобы «кусака» не получил от вас слишком много внимания.

Внимательно понаблюдайте и попробуйте выяснить, В чем причина «кусачести». Если удастся, попробуйте поймать тот момент, когда малыш еще только вознамерится укусить. Остановите его и скажите: «Нельзя! Будет больно!».

Если ребенок готов кусаться от отчаянья — у него отняли игрушку, остановите его и помогите «озвучить» нужду: «Скажи ему: «Дай».

Если ребенок кусается в какое-то определенное время (перед сном или обедом) — подумайте, что можно изменить в режиме. Например, перед обедом дайте ему кусок морковки, кочерыжки.

 

 

Если ребенок сосет палец

 

Для детей меньше четырех лет это не является тревожным симптомом, на него просто не нужно обращать слишком много внимания. Для более старших это считается проблемой, так как значительно увеличивается риск зубных аномалий. Если ребенок, который сосет палец, страдает еще какими-то эмоциональными расстройствами, оставьте в покое палец и займитесь, в первую очередь, психологическими проблемами.

 

Как предотвратить проблему

 

По возможности оберегайте ребенка от стрессовых состояний, вызывающих потребность в успокоении. Если ребенок подвергся стрессу, выражайте максимум внимания его переживаниям и чувствам, помогите сформулировать словами то, что он чувствует, переживает, что его пугает, беспокоит.

Предоставьте больше возможности для творчества — рисования, лепки, игры.

Предложите нарисовать то, что его беспокоит.

 

Как справиться с проблемой, если она уже есть

 

Все привычки, которые действуют на ребенка успокоительно, искоренить очень трудно. Важно иметь терпение и быть спокойным и последовательным.

Когда ребенок начнет сосать палец, займите его чем-то другим, таким же «успокоительным» - предложите взять в руки большую мягкую игрушку, полежать на подушке, полистать книжку.

Когда вы видите, что ребенку некоторое время удается не сосать палец, тихонько скажите ему: «Ты можешь по-настоящему гордиться собой за то, что в состоянии так долго держать палец подальше ото рта».

Так как привычки — это чаще всего неосознанные действия, ребенок может даже не заметить, когда он взял палец в рот. Чтобы не смущать его перед другими детьми замечаниями, договоритесь о каком-то условном знаке, который вы ему подадите, если увидите у него во рту палец.

 

 

Если ребенок дразнится и ругается

 

Эта проблема представляет определенную сложность, потому что, с одной стороны, взрослые не хотят «спускать» использование бранных слов, а с другой стороны, знают, что если на это обращать слишком много внимания, то дети будут ругаться еще больше.

Не стоит считать, что все плохое дошкольники получают в детском саду. В реальности все без исключения ребята уже когда-то и где-то слышали эти слова раньше, просто сейчас они вошли в тот возраст, когда им интересно испытать их эффект на своем опыте. Как правило, есть два типичных периода, когда дети ругаются: от 2,5 до 3,5 лет и от 4 до 5.

 

Как предотвратить проблему

 

Поговорите с ребенком о значении слов, которые люди обычно используют для того, чтобы выразить отрицательные эмоции. Например: мне не нравится, я рассердился, мне неприятно, я злюсь, мне больно и т. д.

Когда ребенок выражает свои чувства приемлемыми словами, похвалите его: «Это просто замечательно, что ты по-человечески объяснил нам, что ты чувствуешь».

 

Как справиться с проблемой, если она уже есть

 

Сначала нужно разобраться, почему малыш говорит бранные слова. Это может быть желание привлечь к себе внимание взрослого или других детей. Это может быть одним из способов обрести некоторую власть над другими, выводя взрослых из терпения, обижая детей. Это может быть автоматическая реакция на обиду или злость — ребенок видит, что родители поступают именно так.

Если ребенок ищет внимания и власти — полностью проигнорируйте его слова. Если другие люди или дети пожалуются вам на это, скажите: «Я слышала и не обратила на это внимания. Вы можете сделать так же». Не проявляйте никакого волнения или гнева, так как ребенок именно этого и добивается. Несколько минут спустя спокойно поговорите с ним о недопустимости использования таких слов.

Если ребенок произносит бранные слова автоматически или в подражание взрослым, вмешайтесь мгновенно, но очень спокойно. Скажите ему, что эти слова могут обидеть других.

 

 

Если ребенок дерется

 

Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин — мужские гормоны, ожидаемые обществом модели поведения, более грубые игры. Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением» от себя. Прежде чем что-либо предпринимать, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или не умение объяснить свои желания.

Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры.

Многие дошкольники еще не в состоянии полностью контролировать сильные чувства и ведут себя импульсивно, не могут осознать все возможные последствия своих действий.

Можно и нужно научить детей действовать по-разному в разных обстоятельствах: там, где нужно, уметь защитить себя, где нужно — уйти от драки.

 

Как предотвратить проблему

 

Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью.

Дайте ребенку возможность естественного конструктивного выхода энергии — не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т. п.

Сделайте дома подобие боксерской груши.

 

Как справиться с проблемой, если она уже есть

 

Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, скажите им: «Сейчас наступило время спокойно играть (собираться на прогулку, готовиться к обеду), а вот после вы сможете побороться, только возьмите матрац».

Договоритесь с ребенком о некоторых правилах борьбы: не ставить подножку, не бить ногами и т. п.

Если ребенок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «Если ты отберешь игрушку у Кости, что может случиться дальше?»

Помогите ребенку осознать свое поведение. Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

 

Если ребенок слишком много смотрит телевизор

 

Чаще всего взрослые не ограничивают время, проводимое детьми у телевизора, не выбирают, какие программы можно смотреть, не следят, какие ценности пропагандирует та или иная передача, не пытаются помочь ребенку осмыслить то, что он смотрит. Тогда дети обычно начинают использовать в своих играх фрагменты, заимствованные из телепередач, и их игры становятся агрессивными, шумными и опасными.

Для девочек такими же агрессивными по своей морали являются сериалы. Модель поведения, которую они выносят из сюжета, совершенно не соответствует действительности.

 

Как предотвратить проблему

 

Посмотрите сами те передачи, которыми увлечены ваши дети, чтобы познакомиться с главными героями и попытаться понять, что их делает такими привлекательными для детей.

Замените время просмотра наиболее неподходящих, на ваш взгляд, телепередач прогулкой, совместной игрой, чтением.

Побуждайте ребенка рассказывать о том, что он увидел, понял в телепередаче. Задавайте вопросы о том, в каких случаях ему могут пригодиться эти знания.

 

 

Если в семье появился еще один ребенок

 

Появление нового ребенка в семье всегда знаменует собой большие перемены независимо от того, родится ли тот ребенок у родителей, будет ли он ребенком нового папы или мамы, или его усыновят.

 

Как предотвратить проблему

 

Рассказывайте детям о том, откуда берутся и как появляются на свет дети. На этот счет существует много детских книг, которые помогут объяснить это простым и естественным образом. Можно сделать это, когда у домашних животных появляется потомство.

Поговорите с детьми о том, какими разными способами создаются семьи, в том числе и об объединении семей, усыновлении.

Разъясните, где и как развивается ребенок до рождения.

Обратите внимание на то, что прежде чем младенец вырастет до того состояния, когда с ним можно будет играть, должно пройти много времени. Объясните, что за маленькими детьми нужно много ухаживать, поэтому взрослые больше заняты маленьким. Ведь когда ваш ребенок был новорожденным, за ним ухаживали точно так же.

 

Как справиться с проблемой, если она уже есть

 

Как можно больше привлекайте ребенка к приготовлениям к рождению малыша, тогда он будет чувствовать себя важным и нужным.

Необходимо в течение дня выделять время, посвященное только старшему ребенку, — почитать, поговорить, поиграть.

Дайте ребенку возможность рассказывать близким родственникам о том, как развивается малыш, что умеет делать, чему его «научил» он, старший.

Примите как должное ревность и даже ненависть, которые могут возникнуть у старшего. Учтите, что многие дети, после того как малыш родился, хотят «сдать его обратно». Предложите разные способы выплеснуть свои чувства и эмоции – рисовать, мять тесто, играть в куклы, с песком и водой.

Помогите старшему усвоить такие речевые обороты: «Не могла бы ты уделить мне внимание, когда маленький заснет?», «Ты не сможешь погулять со мной, когда с маленьким сидит папа?»

 

fpro

fcior

ekcor

eodkor

Постановление №582

ekcor

ekcor

ekcor
ekcor
Количество просмотров материалов
1120255
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?