МДОБУ № 120

города Сочи

Наш инстаграм

Сайты воспитателей

"АДАПТАЦИЯ"

    Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Проблемы адаптационного периода.

   При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

   Адаптация — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

   Адаптация ребёнка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда ребёнок впервые приходит в детский сад, происходит ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжёлыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, нередко сказывается и на здоровье ребёнка.

   Для ребёнка, не посещавшего детское учреждение, непривычно всё: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т. д. Новая обстановка выводит ребёнка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.

   Приём новых детей в группу связан с некоторыми трудностями и для воспитателей. Не всегда им, так же, как и родителям, удаётся облегчить процесс привыкания детей к условиям его детского сада. Часто это связано с тем, что в группу приводят сразу несколько новичков, постоянно нуждающихся во внимании и ласке.

   Адаптацию детей младшего дошкольного возраста можно разделить на три вида: лёгкая, средняя и тяжёлая.

   При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. Ребёнок вливается в новый коллектив безболезненно, ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда его ведут в детский сад.

   Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Малыш может периодически всплакнуть, но ненадолго. Этот период может длиться до двух-трёх месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать. Первые признаки того, что ребёнок адаптировался: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими , адекватная реакция на любое предложение воспитателя, нормальное эмоциональное состояние.

   Тяжёлая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребёнка наблюдается ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, частые капризы. Малыш часто болеет, что связано с нежеланием идти в детский сад. Такие дети чувствуют себя в коллективе неуверенно, ни с кем не играют.

   При тяжёлой адаптации возможен её срыв, который может привести к заболеванию ребёнка.

   К невротическим реакциям, сопровождающим срыв адаптации, можно отнести: рвоту, пристрастие к личным вещам, наличие страхов, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых, истерические реакции.

   Чтобы адаптация ребёнка к детскому саду прошла успешно, нужно начать готовить малыша   заранее.

1) Показать ребёнку детский сад, понаблюдать за прогулкой детей, которые уже ходят в садик. Рассказать о режиме детского сада, чтобы ребёнка не пугала неизвестность.

2) Научить ребёнка знакомиться с детьми, вместе играть, обмениваться игрушками.

3) В присутствии ребёнка не выказывать своих страхов по поводу детского сада, не давать знакомым высказываться критически в отношении принятого вами решения отдать ребёнка в детский сад. Уверенность родителей в правильности своего решения вселяет уверенность в ребёнка, что всё будет хорошо.

   В период адаптации необходимо эмоционально поддерживать малыша, чаще обнимать его, больше общаться.

   Детей, которые по прогнозам легко привыкнут к детскому саду, можно приводить сразу на время с начала работы группы (7.00 ч)до дневного сна (12.30 ч), при этом ориентируясь на эмоциональное состояние ребёнка.

   Детей с прогнозируемой адаптацией средней тяжести предлагается приводить на прогулку к 10.00 часам. Родитель гуляет вместе с ребёнком. За время прогулки взрослые и дети ближе знакомятся друг с другом. В конце прогулки ребёнка приглашают на обед, но не настаивают. Обычно ребёнку требуется от одной до двух недель, чтобы спокойно отпустить маму.

   Детей с прогнозируемой тяжёлой адаптацией приводят также к 10.00 часам на прогулку с детьми (около двух недель), после обеда мама с ребёнком может поиграть в группе. Через какое-то время ребёнка приглашают в группу сразу после прогулки без мамы.

   Таким образом, адаптация малыша к детскому саду — очень сложный и ответственный процесс. Главное в нём — не навредить ребёнку, а способствовать его успешному психофизиологическому развитию.

   Чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, в первое время следует как можно раньше забирать его домой, чтобы он привыкал к новому окружению постепенно. Надо приложить все усилия, чтобы создать спокойный, бесконфликтный климат в семье; в выходные дни организовывать дома такой же режим, как и в детском саду.

 

 

 

 

 

 

 

Консультации для родителей

Адаптация

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при  правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.К таким нарушениям относят:

нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)

нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)

меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

повышение температуры тела

изменения характера стула

нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении  в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной.  Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в которой представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.

Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители:

Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми,  детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.

Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.

Т.к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).

В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.

Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые дляпрогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.

Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствииблизкого человека. В первый день кратковременное знакомствос воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком ивоспитателем в новой ситуации.

Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.

Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

НЕОБХОДИМО:

до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).

в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.

приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.

Возвращаясь к вышеуказанной таблице, хочу заметить, что в зависимости от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть дифференцирован, т.е.  в соответствии с группой адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к детям первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом дошкольного учреждения.

Сразу хочу заметить, что не все  мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается  незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней  объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается,

3 адаптационные группы:

 

Наши достижения

moinrf

mosk

fpro

fcior

ekcor

eodkor

Постановление №582

ekcor

ekcor

ekcor

Количество просмотров материалов
874593