МДОБУ № 120

города Сочи

Сайты воспитателей

Адаптация к детскому саду

 
Большинство родителей считает, что подготовить ребенка к школе необходимо. Но мало кто задумывается о том, что готовность к детскому саду не менее важна.
 
В этом разделе собраны рекомендации для родителей, направленные на облегчение периода адаптации детей к детскому саду.
Что нужно иметь ребенку при себе
 
Готов ли ребенок к детскому саду?
 
Как подготовить ребенка к детскому саду
 
Адаптация к детскому саду
 
Что нужно иметь ребенку при себе
 
Перед тем как вести ребенка в детский сад, проверьте, соответствует ли его костюм времени года и температуре воздуха. Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика и не сковывала его движений. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется. Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать ноге ребенка, легко сниматься и надеваться. Нежелательно ношение комбинезонов. Носовойплаток необходим ребенку, как в помещении, так и на прогулке. Сделайте на одежде удобные карманы для его хранения. Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов. Категорически запрещается приносить в детский сад острые, режущие, стеклянные предметы(ножницы, ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные флаконы), а также мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.), таблетки. О развитии Вашего малыша, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам.
 
Ребенок должен уметь в 2 года:
есть аккуратно, не обливаясь;
при умывании тереть ладони и части лица, вытираться при помощи взрослого;
самостоятельно одеваться (натягивать носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого), частично раздеваться;
знать места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;
пользоваться носовым платком (при напоминании);
контролировать физиологические потребности;
 
Ребенок должен уметь в 2 года и 6 месяцев:
одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого;
расстегивать и застегивать одну-две пуговицы;
 
Ребенок должен уметь в 3 года:
одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно;
складывать свою одежду перед сном;
застегивать несколько пуговиц, завязывать (связывать) шнурки;
знать назначение многих предметов и их местонахождение;
выполнять поручения из 2 – 3 действий ( «отнеси», «поставь», «принеси»);
уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
замечать беспорядок в своей одежде, пользоваться носовым платком
регулировать свои физиологические потребности;
вытирать обувь при входе в квартиру;
аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой;
не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим;
говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.
 
Готов ли ребенок к детскому саду?
 
Детский сад для ребенка — это в первую очередь возможность общения с детьми своего возраста. Мальчики и девочки, воспитываясь в садике вместе, приобретают представление об адекватных половозрастных отношениях. Это особенно важно для тех ребятишек, у которых нет братьев и сестер или они находятся дома в кругу детей своего же пола.
В детском саду малыш поучаствует в коллективных играх, чего не сможет дома. Попробовав то или иное занятие, выберет понравившееся и под руководством воспитателя будет им заниматься. Это могут быть лепка из пластилина, рисование, аппликация, музыкальные занятия и др. В садике у методиста вы сможете ознакомиться с учебно-воспитательной программой, по которой будут заниматься с вашим малышом.
Садик меняет ребенка. В группе детей он будет делать то, что у себя дома отказывается выполнять. Очень часто дети, считающиеся дома «тихонями», в саду «пробуждаются», раскрепощаются. По-ложительно сказывается на здоровье ребенка и на воспитании в его характере собранности, организованности режим дня, который должен соблюдать малыш в детском садике.
Разумеется, важно не то, какие преимущества имеет детский сад, а способен ли ребенок его посещать.
Если малыш соглашается ненадолго отпустить маму от себя, это один из признаков того, что ребенок сможет посещать детский сад; но если ему по-прежнему необходимо держать маму постоянно в поле зрения, тогда обходиться без родителей он еще не может.
Другой признак, говорящий о готовности ребенка посещать дет¬ский сад, — это проявление интереса к другим детям, которых он видит на улице.
Однако помимо чисто психологических моментов надо обра¬тить внимание на более практические вещи. Например, ребенок должен уметь сам есть, одеваться и проситься на горшок. Несмотря на то что в нормальном дошкольном учреждении вполне спокойно относятся к «аварии», самому ребенку это будет крайне неприятно.
 
Социальные и гигиенические навыки
 
Что необходимо знать и уметь малышу, когда он идет в детский сад:
—малыш должен уметь самостоятельно есть из тарелки не толь¬ко котлету, но и суп, пить из чашки, пользоваться салфеткой;
—он должен знать, что перед едой следует мыть руки, и уметь вытирать их насухо полотенцем;
—ребенок должен быть приучен проситься в туалет или на гор¬шок и уметь аккуратно обращаться с умывальником и туалетом;
—ребенок должен сам себя обслуживать: снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку, складывать одежду;
—малышу будет легче, если он научится внятно, не торопясь, отвечать на элементарные вопросы;
— ребенок должен различать и называть предметы мебели,
одежды, посуды.
Другими словами, готовя ребенка к детскому саду, необходимо сформировать у него некоторые социальные и гигиенические на¬выки. И роль родителей в этом невозможно переоценить. Малыш охотно и энергично повторяет за эмоционально значимым для не¬го человеком жесты, манеру, слова. Используйте эту особенность возраста в играх, направленных на умение взаимодействовать с другими людьми.
Следует учесть, что у детей 3—4 лет подражание может быть как примитивным, напоминающим механическое копирование, так и точным, ярким.
К концу четвертого года жизни ребенок способен приобрести такие нравственно-волевые качества личности, как способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для дости¬жения цели, помогать другим, соблюдать правила игры.
Представляем таблицу, где отражены основные социальные на-выки, которыми должен обладать ребенок 3—4 лет. В правой колон¬ке предлагаем вам отмечать время появления первой реакции у ва¬шего ребенка.
 
В три года ребенок заявляет о себе как личность, он стремится стать независимым, все хочет делать сам, поэтому освоение навы¬ков самообслуживания приобретает для него важнейшее значение, освоив их, малыш чувствует свою самостоятельность.
К тому же в детском саду воспитатель не сможет уделять ему столько внимания, сколько мама, а значит, многие вещи ребенку придется делать самому.
В таблице даны основные навыки гигиены, которыми в 3—4 года ребенок должен обладать.
 
Все эти навыки и хорошие привычки легко усваиваются в играх (предлагаем некоторые из них в главе «Игры»). Вы можете и сами позаниматься со своим ребенком. При этом необходимо прогова-ривать все действия, наполняя их смыслом.
Например, мы хотим научить ребенка мыть руки. Все действия раскладываем на этапы и каждый этап комментируем. Вот следую¬щие вопросы-комментарии:
Что задумали сделать? — Нужно сделать руки чистыми, чтобы червяки не завелись.
От какого исходного момента делать будем! — Сейчас руки грязные.
Что будем делать? — Откроем кран с водой, возьмем мыло.
Как будем делать? — Разотрем мыло, сделаем из мыла белые перчатки с длинными белыми манжетами, смоем. Если перчатки серые или черные, то надо повторить, чтобы они стали белыми.
Обучая ребенка навыкам самообслуживания и общения со взрослыми и детьми, ориентируйтесь на режим дня (с учетом воз¬раста малыша, разумеется), введенный в детском садике, это помо¬жет ему приспособиться к новой обстановке.
Как подготовить ребенка к детскому саду
 
Детский сад — это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Для малыша это будет первым расставанием с близкими людьми, следовательно, первым большим испытанием, которое он встретит самостоятельно. Даже если ваш ребенок уравновешен, ве¬сел и с ним не возникает никаких проблем, его надо подготовить к посещению садика. Ему надо будет приспособиться к новому ритму и требованиям воспитателей. Обычно адаптация проходит быстро, однако к поступлению надо готовить, чтобы стресс не был болезненным.
 
Свое решение о посещении детского сада надо сообщить малы¬шу с радостью, преподнести ему это как награду: «Ты у меня теперь. уже большой, ты пойдешь в садик, у тебя будет много друзей. Вос-питатель тебе даст цветные карандаши и альбом, в котором ты будешь рисовать, а потом ты покажешь его мне». Естественно, необходимо позаботиться об альбоме и карандашах вам самим и предупредить об этом воспитателя.
 
Для детского сада потребуются определенные вещи. Пусть ребенок пойдет их покупать вместе с вами.
Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально просты¬ми и удобными, без лишних застежек и пуговиц, обувь на липучках или на молниях. Освоить шнурки ребенку трудно, поэтому пусть лучше учится завязывать их дома без спешки. Шапку и шарф луч¬ше заменить шапкой-шлемом — и в шею не надует, и надевать на¬много проще. Вместо рубашки приготовьте водолазку, вместо коф¬ты — свитер. В общем, главное, чтобы ребенок быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным.
 
Первые дни побудьте какое-то время с ребенком вместе в дет¬ском саду, чтобы они прошли для него спокойно, познакомьтесь с
воспитательницей, с детьми, привлеките его внимание к знакомым игрушкам, покажите его шкафчик для вещей.
Продумайте, кто будет приводить и уводить ребенка. В первые дни это обязана будет делать, конечно же, мама.
Накануне напомните малышу, что завтра он идет в группу, и от¬ветьте на все вопросы ребенка.
На следующий день, если ребенок освоился, можно оставить его одного, но, уходя, обязательно попрощайтесь с ним и уточните, во сколько вы его заберете. Например: «Ты пообедаешь, и я за тобой приду». В противном случае ребенок не сможет сосредоточенно за¬ниматьсячем-либо , поскольку будет без конца оглядываться, про¬веряя, тут ли его мама.
В первые два-три дня приходите за ним пораньше, желательно сразу после обеда.
В конце дня, приходя за ребенком, старайтесь не опаздывать. Если все дети уже разошлись по домам, а ваш остался один в дет¬ском саду, он обязательно почувствует себя забытым. Воспитатель¬ница к тому же будет справедливо сердиться на вас, и ребенок сра¬зу почувствует это.
Не следует рассказывать ребенку о том, что интересного случи¬лось, пока он был в группе. Иначе малыш может решить, что самое интересное происходит без него.
 
Дома необходимо создать спокойную обстановку, чтобы ребе¬нок мог передохнуть, приходя из детского сада. Ведь там он расхо¬дует много энергии как эмоциональной, так и физической, пере¬полняется впечатлениями, новыми сведениями и к вечеру устает.
Пусть после ужина он занимается тихими играми, побудет один немного, успокоится.
Любые гости, даже если это ваши друзья, будут для него поме¬хой, потому что он устал от общества чужих людей. А если вы по¬святите малышу немного времени, ему будет хорошо — он так со¬скучился по родителям.
Необходимо постоянно проявлять интерес к его делам, внима¬тельно выслушивать все, что он вам будет рассказывать о садике. И храните его рисунки или шитье, которые он принесет домой. По¬мните: любознательность и энтузиазм ребенка зарождаются и под¬держиваются с помощью любви и поощрения.
Если ребенок захочет отнести воспитательнице подарок, под¬держите это желание. Если ему захочется привести к себе домой
своего маленького друга по детскому саду, считайте, что для вашего ребенка уже нет разницы между его жизнью дома и жизнью в саду.
 
Принимать ли всерьез слезы ребенка при расставании? Многие дети, которые, в общем, довольны своей жизнью в группе, с трудом могут перенести сам момент расставания с мамой.
Если ребенок эмоционально напряжен и напряжение возраста¬ет, посоветуйтесь с воспитателем, может быть, она сразу, как толь¬ко ребенок появится в группе, даст ему интересное дело. Тогда он будет занят важной и интересной работой и отвлечется от неприят¬ной ситуации прощания.
Если это не помогает, пусть ребенка провожает в детский сад другой родитель. Попросите также воспитательницу вечером рас¬сказать вам, как вел себя ребенок после того, как вы ушли: быстро ли высохли слезы, легко ли малыш включился в игру. Если пока¬жется, что воспитательница несколько приукрашивает положение вещей, чтобы родители не расстраивались, понаблюдайте за своим малышом, не находится ли он в стрессовом состоянии. Признака¬ми этого состояния являются:
—отсутствие аппетита;
—постоянное переедание;
—частые расстройства пищеварения и изжога;
—запоры и понос;
—бессонница;
—постоянное чувство усталости;
—повышенная потливость;
—нервный тик;
—постоянное покусывание ногтей;
—головные боли;
—мышечные судороги;
—тошнота;
—затруднения с дыханием;
—обмороки;
—слезливость без видимой причины;
—неспособность долго оставаться на одном месте;
—привычка ерзать на стуле;
—высокое кровяное давление.
Если через две недели ваш ребенок будет плакать перед уходом в детский сад, то не надо настаивать. Возможно, он еще «не созрел» для садика. Пусть побудет дома, поведете его позже.
 
Полная адаптация ребенка к детскому саду обычно наступает через два-три месяца. В течение всего этого периода родителям надо быть очень осторожными, чтобы у малыша не сложилось впечатление, что с его прежней додетсадовской жизнью покон¬чено навсегда.
 
Постарайтесь установить дружеские отношения с воспитателя¬ми детского сада, регулярно беседовать с ними. Они наверняка расскажут вам о ребенке то, чего вы не знаете. В саду дети часто говорят о том, что их беспокоит. Это позволит вам своевременно отреагировать на возникшие у вашего ребенка трудности.
 
Желаем Вам и Вашим детям легкой адаптации
 
Адаптация к детскому саду
 
Большинство родителей считает, что подготовить ребенка к школе необходимо. Но мало кто задумывается о том, что готовность к детскому саду не менее важна.
 
Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание и родители, и специалисты, считая чуть ли не нормой ежеутренний плач перед расставанием с мамой, постоянные респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в саду и дома.
 
Но если вы на семейном совете решили, что малыш осенью должен пойти в детский сад, то постарайтесь за оставшееся время подготовить его и себя к этому событию.
 
Сохраняйте спокойствие
Если решение уже принято, перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.
 
Обратите внимание на режим дня ребенка.
За лето он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Научите каким-нибудь играм: в слова с самим собой, вспоминанию выученных им стихов, песен, сочинению сказок, счету, рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей. Очень полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа.
 
Питание
Вашего ребенка сложно накормить? Приходилось сталкиваться с отсутствием аппетита, избирательностью в еде, медлительностью? Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните «кусочничество» между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. Если ваш строгий тон и настоятельные просьбы съесть все побыстрее и до конца вызывают у малыша приступ тошноты — это серьезный повод задуматься о возможности посещения ребенком детского сада. В любом случае о детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.
 
Закаливание
Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад — особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду — самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море), при этом постарайтесь не ограничивать пребывание ребенка в воде и не очень контролируйте ее температуру. Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Мороженое — это не только вкусно, но и полезно с точки зрения контраста температур.
 
Расставание
Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся«традицию» расставания. «Почетной обязанностью» малыша может стать помощь маме при сборах на работу ( «А ну-ка неси мою “рабочую“ сумку» или «Куда же это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?»), а также такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой из окна.
 
Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся спать без мамы. Лучше всего в этой ситуации обратиться к психологу. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми — все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.
 
На практике лучше всего приучать ребенка к расставанию с мамой, создавая такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а маме нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, что он должен успеть сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому, что он помог вам.
 
Взаимоотношения с другими детьми
Последите, как ребенок играет с другими детьми. (Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотек.) Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант.
Хорошо, если у вас летом на даче образуется большая детская компания. Договоритесь с мамами и следите за детьми по очереди. Но с условием, что в течение оговоренного времени дети не могут покидать вашу самодеятельную группу и должны решать все возникающие вопросы только друг с другом и с «дежурной» мамой.
 
Игрушки
Два слова хочу сказать об игрушках. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь  случиться.
 
Желаем Вам и Вашим детям легкой адаптации к детскому саду.
 
 
 

Наши достижения

moinrf

mosk

fpro

fcior

ekcor

eodkor

Постановление №582

ekcor

ekcor

ekcor

Количество просмотров материалов
734767